Срыв загрузки

К сожалению, в нашей работе белые полосы частенько переплетаются с чёрными. Своевременная и бережная доставка зачастую чередуется с порчей товара, опозданием и/или срывом доставки. В данной статье мы рассмотрим ситуации, когда срыв загрузки вызваны по вине Перевозчика или Заказчика.

Срыв загрузки по вине перевозчика или экспедитора.

Согласно пункту 1 и 2 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее по тексту УАТиГНЭТ) срыв загрузки именуется как “невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки” и “непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования” соответственно». Согласно второму пункту стать 9 транспортного устава, Заказчик (грузоотправитель) вправе отказаться от исполнения Заявки Договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием.

Пригодными считаются средства и контейнеры, соответствующие заявленным требованиям в Договоре и/или Заявке на перевозку грузов автомобильным транспортом, по типу, грузоподъёмности (общей и осевой) а также имеющие соответствующим оборудованием, указанных в пункте 25 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом. 

Заказчик имеет полное право отказаться от погрузки автомобиля, если во время погрузки будет превышена максимальная разрешённая масса автомобиля, указанная в СТС; автомобиль не имеет разрешений для перевозки данного товара (ADR, ДОПОГ, МАП и прочее); тип транспортного средства не соответствует для перевозки данного груза; наличие посторонних грузов, несовместимых с перевозкой нашего груза или при условии Заказа отдельного автомобиля. В этом случае срыв загрузки и все штрафные санкции ложатся на плечи Перевозчика.

Также, основанием для срыва загрузки, является опоздание автомобиля на пункт погрузки более, чем на 2 часа, если иное не оговорено в Договоре на перевозку (п. 27 ППГАТ).

Штраф за срыв погрузки

Как правило, все стандартные Договоры и Заявки, заключённые между Заказчиком и Перевозчиком, включают в себя и такой пункт, как «штраф за срыв загрузки». Сумма размера штрафа не ограничена, и может быть выражена, как в % части, так и в фиксированной сумме, например, 10 000 рублей (Десять тысяч рублей), а также может быть привязана к объявленной стоимости груза. Если в тексте договора не указан размер штрафа, то по умолчанию он составляет 20% от стоимости фрахта (стоимости перевозки).

Помимо штрафа за срыв загрузки пострадавшая сторона имеет полное право требовать компенсацию причинённых убытков, вызванных не вывозом груза (потерянная прибыль, зарплата грузчикам, «холостая» аренда погрузочной техники и прочее).

Оформление срыва погрузки.

Для оформления срыва погрузки достаточно лишь соответственным образом составить акт о срыве загрузки и указать в нём всю требуемую информацию и описать обстоятельства, предшествующие составлению акта о не вывозе груза перевозчиком. Если документ составляется без присутствия виновной стороны, то акт составляется в одностороннем порядке. В таком случае необходимо обязательно уведомить виновника о намерение составить акт о срыве загрузки и предложить принять участие в его составление и подписании.

Следующим шагом будет составление претензии и приложение к ней акта о срыве загрузки, и направить его виновной стороне. В случае игнорирования оплаты Вы в праве будете обратиться в АС (арбитражный суд) для защиты своих интересов и принудительного удовлетворения предъявленных Перевозчику требований об оплате штрафа.

Для оплаты достаточно претензии. Счёт при этом прикладывать не обязательно, но и не запрещается для простоты учёта. Отсутствие счёта не может быть основанием для отказа оплаты по претензии за срыв погрузки. Оплата производится по приложенным к претензии реквизитам. Акт выполненных (оказанных) услуг не выставляется, так как фактически никакой услуги оказано не было, за что и выставляется штраф.

Правомерность выставления претензии за срыв при отсутствии убытков.

Зачастую, в роли Заказчика для Перевозчика выступает Экспедитор. Как быть, если грузовладелец не предъявил к перевозчику никаких штрафных санкций, а диспетчер от своей фирмы выставляет Перевозчику срыв загрузки?

Ответ простой. Гражданским законодательством установлено, что неустойкой является денежная сумма в обеспечение исполнения сторонами соглашения своих обязательств. Часть 1 ст. 330 ГК РФ установлено, что для требования оплаты штрафа пострадавшая сторона не обязан доказывать свои убытки.  Как итог, если в Договоре или Заявке указан размер штрафа за срыв погрузки, то пострадавшая сторона не обязаны доказывать, что они понесли убытки, и имеют полное право требовать оплаты штрафных санкций в полном объёме.

Возможно ли отказаться от загрузки без применения штрафных санкций?

Тут всё зависит от намерений Заказчика. Если Договором, Заявкой не предусмотрен срок, в течение которого Перевозчик имеет право для одностороннего расторжения договора, без применения к нему штрафных санкций, то отказаться от исполнения договора без потерь нельзя. Однако, зачастую, в тексте документа прописывается время, в течение которого одна из сторон может отказаться от исполнения Заявки.

Многие Перевозчики заблуждаются, что имеют право «без проблем» отказаться от погрузки в течение 12-24 часов до загрузки.  Какого же их удивление, когда в суде им судья доказывает обратное.

Итого: если в договоре не прописана такая возможность, то отказаться от исполнения договора за 24 часа до погрузки, без применения штрафных санкций НЕЛЬЗЯ!

Срыв загрузки по вине заказчика.

Грузоперевозка – очень сложный и ответственный процесс, который, к сожалению, не всегда проходит гладко. Перевозка может быть сорвана или задержана на любом этапе. В этой статье мы рассмотрим срыв загрузки Заказчиком.

Срыв загрузки – случай, когда груз не был загружен в машину перевозчика к нужному времени. Срыв загрузки может привести к задержке или срыву всей перевозки. Ниже описаны основные причины, по которым перевозка может считаться сорванной по вине Заказчика (грузоотправителя или третьих лиц, отвечать за действия которых придётся Вашему клиенту - Заказчику грузоперевозки).

В каких случаях загрузка считается сорванной Заказчиком?

  • если Заказчик предоставляет груз с опозданием. Опозданием считается задержка более, чем на два часа (если в договоре не прописано иное). Даже если опоздание вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, одна из сторон считается виновной и обязана выплатить другой неустойку.
  • если предоставлен груз, не соответствующий договору по весу, размеру и т.д. Такой груз может просто не влезать машину или даже создать опасность во время перевозки, поэтому все характеристики груза и перевозящей его машины заранее четко прописываются в договоре.
  •  если предоставлен груз, предназначенный для доставки не в тот пункт, что указан в договоре. Такое случается редко, но тоже имеет место быть.  Иногда Заказчик в попытке сэкономить или по неопытности считает совершенно нормальным в последний момент на словах сменить пункт назначения или вообще попросить водителя «заскочить по пути еще куда-нибудь». Но грузоперевозка – это ответственный и строго ограниченный договором процесс, в котором подобные изменения невозможны.
  • если предоставлен груз, не соответствующий требованиям, установленным ППГ (правилами перевозки грузов). Например, неправильно упакованный груз, который перевозить опасно.

В большинстве случаев, если груз не противоречит требованиям ППГ, можно по взаимному согласию обеих сторон изменить договор. Когда в договоре будут прописаны изменившиеся условия (вес, размер, время, пункт назначения и т.д.), перевозка сможет пройти без проблем.

Если хотя бы одна из сторон не хочет менять договор, Заказчик обязан выплатить штраф. Размер штрафа указывается в договоре, в противном случае сумма штрафа по умолчанию равна  20%  от стоимости  перевозки.

Как оформить срыв загрузки?

Для начала необходимо составить акт о срыве загрузки. Этот документ понадобится в дальнейшем для выставления претензии, а также в случае, если дело дойдет до суда. В акте нужно описать все обстоятельства, которые привели к срыву загрузки. Рекомендуется приложить как можно больше сведений, подтверждающих справедливость претензии. В идеале зафиксировать геолокацию или выписку из глонасса, либо фотографии на фасаде здания, где должна была быть загрузка,  чтоб подтвердить, что транспортное средство прибыло на загрузку, но груз не был предъявлен для загрузки.

При составлении акта необходимо уведомить виновника и предложить принять участие в составлении и подписании. В случае отказа, акт составляется в одностороннем порядке.

Далее требуется составить претензию и приложить к ней акт о срыве загрузки. Если после выставления претензии виновной стороне штраф не будет оплачен, то пострадавшая сторона имеет право обратиться в Арбитражный суд.

Счет к претензии прикладывать не обязательно, его отсутствие не может стать причиной для отказа от оплаты.

Шаблон акта о срыве загрузки можно найти в конце данной статьи.

Нужно ли подтверждать свои убытки для получения неустойки?

Нередко между Заказчиком и Перевозчиком нет прямых договорных отношений, в качестве посредника между ними выступает Экспедитор.

При срыве загрузки Заказчиком в такой ситуации, даже если Перевозчик не имеет претензий  к виновной стороне и не терпит убытков, Экспедитор всё равно вправе требовать от Заказчика выплатить штраф.

В случае же, когда потерпевшая сторона понесла измеримые в денежном выражении убытки и может документально их подтвердить, Заказчик обязан и возместить их, и выплатить штраф.

Может ли Заказчик отказаться от загрузки без применения штрафных санкций?

Это зависит от содержания договора на данную перевозку. Если договором не предусмотрен срок, в течение которого Заказчик имеет право  расторгнуть договор без участия второй стороны, без применения к нему штрафных санкций, то отказаться от исполнения договора, не понеся ответственность, нельзя.

Заказчик имеет право отказаться от загрузки только в том случае, если транспортное средство, предоставленное Перевозчиком, не соответствует параметрам, необходимым для перевозки груза

 

получите
консультацию
Мы помогаем клиентам приобрести конкурентные преимущества в организации успешного бизнеса и достичь устойчивого развития!
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я ознакомлен(а) с пользовательским соглашением*
Спасибо! Форма отправлена
Яндекс.Метрика
Вернуться навверх
Оставьте заявку
Наши менеджеры свяжутся с Вами в течение 5 минут!
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я ознакомлен(а) с пользовательским соглашением*
Спасибо! Форма отправлена